/

368 просмотров

Первый блок обсуждений в рамках Объединённой конференции ИТ-служб открылся секцией "Удалёнка и её последствия", её модератор Алексей Кравченко поприветствовал собравшихся и представил спикеров:

Дмитрий Алтухов (Интер РАО, Руководитель блока ИТ);
Игорь Норвейшис (Россети, Директор департамента ИТ);
Глеб Лигачёв (СО ЕЭС, Директор по ИТ);
Станислав Терентьев (РусГидро, Директор департамента ИТ);
Игорь Ульянченко (АТС, Начальник департамента программного обеспечения и информационных технологий);
Максим Репин (Cisco Systems, Руководитель отдела по продвижению технологий для совместной работы);
Павел Карнаух (Dell Technologies, Руководитель технического департамента).

Первым вопросом повестки дня была, собственно, удалённая работа: модератор поднял вопрос, как собравшиеся входили в этот новый для энергетики режим, как обеспечивались бизнес-процессов, организация контроля работы сотрудников, и какие технологии применялись в переходе.

По словам Дмитрия Алтухова, набор технологий для перехода в компании уже существовал, и изобретать ничего не потребовалось. Терминал, видеоконференцсвязь, ряд инструментов для удалённой работы — этого набора оказалось вполне достаточно для полноценной работы департаментов. Коллеги-спикеры поддержали Дмитрия; прозвучали благодарности в адрес компании Cisco за предоставленные на время карантина лицензии и их продление на дополнительный срок.

Игорь Ульянченко заострил внимание коллег на том факте, что основной вызов объявленного карантина заключался не столько в технологической стороне бизнес-процессов, сколько в человеческом факторе — сотрудники оказались в непривычной среде, оторванными от коллег и начальников, и по большей части предоставленными в повседневности самим себе. Именно психологический переход стал камнем преткновения для многих компаний.

Станислав Терентьев заметил, что 90% сотрудников его департамента на момент проведения секции (2 июля 2020 года) уже вернулись в офисы и работают с соблюдением всех мер обеспечения карантина и соответствующих предписаний управляющих органов.

Таким образом дискуссия перешла к обсуждению предстоящего (в какой-то момент) выхода из карантинного режима; модератор предложил участникам рассказать, запланированы ли в их компаниях какие-либо шаги в сторону возвращения к работе в офисе.

Дмитрий Алтухов представил небольшой доклад, которым проиллюстрировал тот факт, что "новый мир", в который бизнес погрузился на фоне пандемии, на самом деле существовал с тех пор, как появились первые потребительские модемы, пусть они и не обеспечивали больших скоростей — всё же доступ к работе у многих был уже в начале девяностых.

Дмитрий предложил взглянуть на реальный корень существующей сейчас проблемы — на персонал, а точнее, на теорию Дагласа МакГрегора, которую тот вывел в годы своей работы в школе менеджмента Слоуна при Массачусетском Технологическом институте, ещё в пятидесятых годах. Речь идёт о "теории X и Y", утверждающей, что существует "ленивый" тип персонала X и "целеустремлённый" тип персонала Y, к которым Дмитрий предложил добавить тип персонала Z, отличающийся коллективной ответственностью и склонностью воспринимать коллектив как вторую семью — подобный подход широко распространён в японских компаниях. Кроме того, спикер напомнил о существовании условных поколений X, Y и Z, и предложил современное разделение на "цифровых аборигенов" (тех, кто вырос в окружении гаджетов и/или "хватает на лету" свежие новинки, считая их неотъемлемой частью своей жизни) и "цифровых иммигрантов" (это большинство из нас, не принадлежащих к первой категории).

Подробнее ознакомиться с выступлением Дмитрия и с его взглядом на поведение перечисленных категорий персонала в условиях карантина можно на видео.

Максим Репин поделился собственным опытом (и опытом своей компании) — в Cisco организованы "электронные курилки" и видеокомнаты по интересам, чтобы восполнить внезапно настигший сотрудников информационный голод, тягу к общению и взаимодействию с коллегами, и, конечно, обеспечить синхронизацию рабочих команд.

Игорь Норвейшис заметил, что во многом рабочие процессы даже ускорились благодаря карантину — сотрудники постоянно на связи, высвободилось время, которое раньше было занято дорогой в офис и домой, а объявленные в компании условия работы "не более 30% персонала в офисе" позволяют обеспечить максимальную эффективность команды, вернув в офис тех, кому это действительно было нужно.

Игорь Ульянченко напомнил коллегам о понятии gig economy, процессе, который вполне может стать массовым в ближайшие годы — экономике непостоянной работы, когда внешние сотрудники привлекаются для выполнения разовых задач на сдельной основе. Вполне вероятно, что этот сектор занятости будет расти и со временем станет подспорьем даже для самых крупных корпораций на рынке.

Глеб Лигачёв рассказал о категории персонала СО ЕЭС, который является критически важным для поддержания работы ключевых энергосетей страны: диспетчерам, операторам и другим сотрудникам, которых попросту невозможно перевести на работу из дома; для обеспечения их безопасности и работоспособности был предпринят целый ряд особых карантинных мер. Работа же остального персонала, по словам Глеба, стала проще и чётче, отпала обычная офисная "шелуха". Усложнилась лишь работа руководителей верхнего эшелона, оказавшихся отрезанными от неофициальных обсуждений и кулуарного общения.

Павел Карнаух выступил с презентацией, посвящённой вопросам секции — с ней также можно ознакомиться на видео.

Игорь Норвейшис, подтверждая слова коллег, добавил также, что в начале карантина ИТ-директор неожиданно стал практически самым важным руководителем в компании — именно от него зависела способность всех без исключения сотрудников общаться и выполнять рабочие задачи; квинтэссенцией, по словам Игоря, стала организация заседания совета директоров в удалённом режиме.

Кроме того, в обсуждении спикеры согласились, что с наступлением карантина и переходом на удалённый режим работы резко снизилось количество бессмысленных совещаний, поручений, обращений и собраний — таким образом, высвободилась ощутимая масса времени руководителей.

В завершение секции участники вкратце обсудили вероятность проведения полноценного ОКИТ в августе 2020— здесь мнения во многом разделились, однако, как говорится, надежда умирает последней!